?

Log in

lay and religious music of Tibet [entries|archive|friends|userinfo]
lay and religious music of Tibet

[ website | Vkontakte ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

iconography of dranyen (tibetan lute) [Sep. 30th, 2009|05:43 am]
lay and religious music of Tibet
ex_dorje_se
[Tags|, ]

According to the iconographic tradition, it's an Indian vina, but practically this is a Tibetan plucked lute, symbolizing the offering of sound (music).


Dhritarashtra
Read more...Collapse )
link1 comment|post comment

Tibetan monastic chant - early recordings [Sep. 7th, 2009|09:18 am]
lay and religious music of Tibet
ex_dorje_se
[Tags|]

Судя по всему, одна из первых записей тибетских монашеских хоров, сделана в период с 1951 по 1965 года.
Lament for the Dead
Со сборника "Music of the World's Peoples" (Ethnic Folkways Library, compiled by H.Cowell).
linkpost comment

nepalese jhankri & tibetan oracle [Sep. 7th, 2009|08:57 am]
lay and religious music of Tibet
ex_dorje_se
[Tags|]

Ram Tmapa and Suni Ram (Jhankri of Nepal)
Phawo Nyidhon (Tibetan Oracle)
(source: "Shaman, Jhankri and Neele. Music Healers of Indigenous Cultures")
linkpost comment

Ache Lhamo [Aug. 25th, 2009|03:22 am]
lay and religious music of Tibet
ex_dorje_se
[Tags|]

The Wandering Goddess: sustaining the spirit of Ache Lhamo in the Exile Tibetan capital
linkpost comment

монахи тибетского университета Дрепунг Гоман в Москве [Aug. 12th, 2009|09:29 pm]
lay and religious music of Tibet
ex_dorje_se
[Tags|]


IV Международный арт-фестиваль «Россия – Индия – Тибет»



МОСКВА 15-23 АВГУСТА
УЛАН-УДЭ 29 АВГУСТА - 6 СЕНТЯБРЯ
КАЗАНЬ 12 - 20 СЕНТЯБРЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 24 СЕНТЯБРЯ - 4 ОКТЯБРЯ

http://arttibet.narod.ru/
linkpost comment

ян-йик [Jun. 13th, 2009|04:54 pm]
lay and religious music of Tibet
ex_dorje_se
[Tags|]


linkpost comment

четырехчастная классификация [May. 26th, 2009|12:34 pm]
lay and religious music of Tibet
ex_dorje_se
[Tags|]

Музыка, звучащая на церемониях, является подношением (mchod pa), услаждающим слух божеств - подобным образом, приглашая гостя в свой дом, мы предлагаем ему самое наилучшее. Музыка должна звучать в полной мере; если рядом нет инструментов, мы подносим ее в своем сознании. Подобные дары предназначаются для нирманакайи ("феноменальному" или "физическому" телу Будды); однако поскольку [Будды] сами по себе не нуждаются в ней, музыка звучит для нашего блага, а также помогает нам насладиться их [Будд] качествами. (Оргьен Цетэн)
***
В XVIII веке Лонгдол (kLong rdol Ngag dbang blo bzang (1729-1794) из Сэра разделил комплекс индо-тибетской науки на пять категорий, одна из которых была связана со звуком и коммуникацией и, в свою очередь, подразделялась на "пять малых наук", включавших и "сценические искусства" (performing arts). В соответствии с индийской традицией, он выделил в них еще пять категорий ("пять частей тела"), к одной из них относилась собственно музыка (rol mo) - "умственная" (изучение, мысль, медитация) и "публичная" (речь, звуки и так далее).
Еще со времен бона наиболее значимыми инструментами (rol cha)в ансамбле считаются ударные (brdung ba): барабаны и цимбалы; последние подчеркивают основные акценты в музыкальных структурах, первые же исполняют упрощенную партию цимбал. Звенящие (‘khrol ba) инструменты (дильбу, шанг, дамару) занимают второе место - несмотря на то, что по значимости они последние в ансамбле, используются для тембральных и ритмических украшений. Затем следуют духовые (‘bud pa), на которых исполняются непосредственно сами мелодии. Струнные (rgyud can) не используются в ансамбле, однако звучат в уме во время медитаций и ритуалов.
Подобное четырехчастное деление встречается с XII века. Тем не менее, Цзонкапа в «Ламрим Ченмо» (1403) перечисляет классы инструментов для подношения музыки в следующем порядке: струнные, духовые, ударные и звенящие.
Стили музыкального исполнения также делятся на четыре класса: «умиротворяющее» (медленное, мягкое), «широкое» (четкое, пространственное), «звучное» (эмоциональное, яркое, ритмичное, услаждающее), «яростное» (быстрое, громогласное), что подразумевает также четыре стиля игры на барабане.
(Ellington, 1979; цит. по Kartomi "On concepts and classifications of musical instruments")
Исполнение на зурнах различается во всех четырех традициях: для сакья характерна торжественность, для гелуг - скупые (sparse) мелодии, для кагью - очень медленное восхождение к самым высоким ступеням, для ньингма - "фольклорность".
(Scheidegger, 1988, цит. по Carole Pegg "Mongolian Music Dance Oral Narrative").
Там же упоминания о дебатах по поводу соотношения "искусства" и "ритуальности", а также целесообразности публичных представлений, начавшихся уже в XI веке между "старой" и "новой" школами: первые стояли за артистизм, вторые были более консервативны. Видимо, это противостояние достигло своего апогея несколько веков спустя при появлении школы гелуг и дальнейших реформах Великого Пятого, который очень критически проходился по поводу "представления священных зрелищ на рыночных площадях".
В начале ХХ века звучание буддийских хоров и оркестров вызвало некоторый ступор у европейских музыковедов, пытавшихся разложить его на ноты. Эрнсхаймер по поводу нотных транскрипций Хасслунд-Кристенсена отметил, что "их практически невозможно воспроизвести" (Hasslund, 1943)... Текст декламировался хором лам и прислужников... [одновременно] на двух соседних ступенях в пределах полутона, каковое звучание трудно воспринималось европейским ухом. Такая структура называется "поверхностной" (surface-structure) мелодией, dgangs, в отличие от "глубинной" (deep-structure), dbyangs. То есть два монаха могут исполнять один dbyangs на разные dgangs, что значительно затрудняет музыкальный анализ.
link13 comments|post comment

Unesco Collection: The Music of Tibetan Buddhism (1961) - volume I of the 3LP anthology [May. 24th, 2009|06:19 pm]
lay and religious music of Tibet
ex_dorje_se
[Tags|, ]

Unesco Collection: A Musical Anthology of the Orient Records "Tibet: The Music of Tibetan Buddhism" (LP 1961, CD 1999).
volume I at rapidshare.
Early field recordings of Nyingma monks from Entchi, Kagyu monks from Rumtek & sGang-Ngon.
link3 comments|post comment

Лотен Намлинг поет народную песню про Аджо Намгьяла [May. 18th, 2009|03:19 am]
lay and religious music of Tibet
ex_dorje_se
[Tags|]



Аджо-дэ

В среде исполнителей музыки нангма начала ХХ века наиболее заметной была лхасская труппа "Нангма Кьидуг" (то бишь, «Нангма в радости и печали»), выступавшая на всех государственных праздниках. В годы расцвета в состав труппы входило около 60 человек - как мужчины, так и женщины, самого разного происхождения; примечательно, что профессионалами в социальном и финансовом смысле этого слова было только 12 человек, одновременно выступавших в роли преподавателей. Помимо тибетцев, в "Нангма Кьидуг" присутствовали и мусульманские музыканты – ладакцы, кашмирцы, уйгуры.
Самым известным участником труппы был Аджо Намгьял, по прозвищу «Намгьял Слепой», странствующий певец и лютнист, происходивший из бедной семьи в западных областях. В 1914 года дорога привела его в Лхасу, где Намгьял Слепой стал не только любимым певцом местной аристократии, но и главным преподавателем труппы, распавшейся после его смерти.
Объединив народные мотивы западного Тибета со столичным стилем, Намгьял стал родоначальником жанра «лхасай тёшэ» («лхасская песня и пляска»), отличавшегося оригинальной орнаментацией и мелодикой.
Народ увековечил слепого барда в песне «Аджо-дэ», которую поют и по сей день.
Read more...Collapse )
linkpost comment

Bhutan Music Blog [Mar. 16th, 2009|02:14 am]
lay and religious music of Tibet
ex_dorje_se
[Tags|, ]

http://bhutanmusic.blogspot.com/
linkpost comment

navigation
[ viewing | 10 entries back ]
[ go | earlier/later ]